Каталог


Сахалинская Ассоциация Фрирайда
Статьи

Глиняный Крильон (Цифра)

Глиняный крильон.



Выезд явно накрывался мягким женским… тазом. Сотни и тысячи предполагаемых участников резко отпали, и ехать было почти некому. Этих некомов осталось всего три человека: Тормоз, Мария и Дровосек. За пару дней до почти отмененного похода у оставшейся троицы начала проклевываться мысль: «А не выпить ли нам все же чего вкусного на мысе Крильон?» Тут же был созван молниеносный военный совет, где родились стратегические и тактические планы, на следующий день были совершены все нужные закупки, а на еще более следующий день три тельца уже весело трясли своим студнем в зафрахтованном автобусе в сторону Ловецкого перевала, чтоб достичь населенного пункта с очень уж неприличным названием, которое по соображениям гуманности к человеческим организмам здесь не приводится;) День начинался чудесный. Солнышко улыбалось путникам своими шаловливыми лучиками… правда, где-то высоко над плотными облаками;) Временами моросило, перевал был в тумане, а вот при спуске с него развиднелось, и в Невельске уже была светло-пасмурная погода.

Еще немного, еще чуть-чуть… и вот оно, странное поселение, дальше которого в сторону юга только рыбаки, военные и медведи вязанками, судя по молве.
Быстро были собраны велы, подняты рюкзаки, отчего настроение почему-то резко упало, почти до уровня земли, и подумалось всем, что пропуск в стеклянной обложке брать не стоило. Если забежать немного вперед, то все оказалось совсем наоборот… только обложку стоило сменить на пластиковую.
Утомленные двухчасовым переездом и недокормленные завтраками, трое удальцов устремились на юг, чтоб найти удобное место для перекуса и уравновешивания рюкзаков. Место не заставило себя долго ждать, и объявилось ровно через три км после старта. Это была травянистая поляна с ручьем, протекающим рядом, и густым запахом во всю прыть гниющих на берегу выбросившихся морских травок.
Тормозом была произнесена речь в честь открытия похода, после чего пришлось промачивать его натруженный речевой аппарат настойкой, оставшейся с Налимовых озер, а так как горло есть не только у оратора, то и все оставшиеся немногословными участники доопорожнили небольшую бутылочку. Настроение и состояние было быстро подправлено, и путь продолжился под периодически моросящий мелкий дождик.

Но вскоре возникло препятствие – полуразрушенный мост, на котором остались лишь бревна поперек речки на приличной высоте. Пройти по ним можно было вразвалочку, и все это легко сделали… кроме Дровосека, ведь он совсем не умеет ходить по бревнам.
Когда Тормоз пообещал перенести вел Ы, и тот все же умудрился на хитрых четвереньках переползти на целый островок посреди моста по близко лежащим бревнам, а вот дальше расстояние между бревнами было побольше, и загнанный в тупик организм остался постеди моста в нерешительности. Идти назад – глупо, вперед – страшно, падать – больно, летать – это вряд ли…
Тут со стороны поселка подъехал мужичек с теткой на мотоцикле, и у Дровосека не осталось выбора – ползти на четырех костях при них было как-то не с руки, и он чуть ли не бегом преодолел остаток моста, особенно последнюю его часть, состоящую всего из одного бревна. По ней пришлось бежать, чтоб не успеть упасть;) Но на обратный путь хитрый Ы дал себе зарок идтить через брод.
Велоколонна двинулась дальше, а дождик, который должен был по прогнозу лить еще с утра, стал набирать силу. Одевать штормовки никому не хотелось, а потому все ехали налегке.
На дороге попалась какая-то промокшая птица. Ее потрогали за всякое и отпустили. Видимо, от этого произошел дисбаланс влажности во всем мире, потому что, как только тельце птички оказалось снова на земле, дождь хлынул с ужасающей силой!
Легкие футболочки мгновенно промокли, вода стала заливаться по ногам в еще недавно сухие ботинки… Рюкзаки, кроме накрытого накидкой у Тормоза, принялись активно впитывать целебную влагу.
Вскоре путь преградил брод через речку, но напугать насквозь промокших дуристов уже было нельзя, и вскипающая от ливня поверхность реки была прорезана велами и ногами. Начали появляться малодушные мыслишки о ночлеге, желательно с креслом возле жаркого камина…
Справа от дороги показалось какое-то разрушенное строение, но совсем без крыши, а вот немного дальше уже виднелись несколько домиков.
Как это ни странно, но мост через реку по пути к этим домам оказался целым. Вскоре путники уже искали прибежище среди заброшенных полуразрушенных домиков бывшей заставы Перепутье, бысто переименованной в Перепитие… и не голословно!

В самом крупном строении была найдена комната с диваном, столом и рабочей печкой-буржуйкой. На дрова был предоставлен весь остальной дом. Вот в печке уже затрещали дровишки, из колонок Берета, заголосили пахабные певцы, по кружкам разлилась согревающая жидкость… Короче, как говаривал НВС, вчера рекорд – сегодня норма!
Спать пришлось на ковриках после того, как подмели пол, а ложиться на бомжевский диван почему-то никому не захотелось.


Утро выдалось солнечное и тихое. В верхней части долины застыл слой тумана – красота!

После сборов группа выдвинулась дальше. Дорога становилась все более заросшей травой, а после дождя все было в воде, да еще некоторые ручьи дотекали только до дороги и по ней растекались, создавая болото.
Страдающие сушняком тела, под начинающим припекать солнцем, еле ползли по всей этой ерунде. Но, наконец-то, после очередного брода через реку, путь пошел по линии прибоя, по песочку, который оказался на редкость твердым, так что можно было ехать со скоростью 14-17 км в час.

s
После травяных зарослей это стало казаться просто гонками, и берег начал потихоньку отодвигаться за спины медленных велогонщиков. Встречающиеся речки, независимо от размеров, переезжались (или почти переезжались) на велах. И вот, на одной из них Тормоз попал в яму и застрял. У Марии так же ничего не вышло. Тут многоопытный Дровосек решил все же переехать речку и показать – знай, мол, наших! Взяв небольшой разгон, он врезался в воду чуть сбоку от всех… и полетел через руль, т.к. переднее колесо резко ушло в яму!
Полет с рюкзаком прошел успешно, и мягкая посадка в воду почти радовала, а извалялся Дровосек в ней почти полностью… но вдруг до него дошел смысл того, что кричал Тормоз – а кричал он про то, что камеру бы неплохо достать из окунутого в воду кофра! К счастью, много воды туда не успело просочиться, но чудо видеоэлектроники пришлось завернуть в целофановый пакет.
Долго ли, коротко ли, но на горизонте замаячила быстро растущая гора Коврижка. Обеденный перекус был устроен прямо перед ней возле замечательного ручья, где Тормоз с Ы искупались в маленькой ямке.
За мысом с Коврижкой начались залежи густо пахнущих гниющих залежей, по которым ехать не получалось, но вот закончились и они, а впереди стал виден мыс Кузнецова.
Перед мысом расположена целая частная деревня, где есть даже зоопарк, часовня и ипонский камень с умными, но непонятными надписями.

Отсюда дорога идет через сопки около 10 км и потом опять выходит к морю.
Помыв в местной речке велы, понаблюдав за табуном, опять же местных, лошадей, троица начала долгий подьем по размытой глиняной дороге, которая вскоре стала жутко мокрой и грязной, да еще и с глубоченными лужами!
С хребта стал виден маяк на мысу Кузнецова, а немного южнее показался мыс Замирайлова Голова. Когда дорога пошла явно вниз, решили оставить заначку из еды, чтоб не таскать двухдневный запас в обе стороны.
Спуск привел к урочищу Чертов мост, правда, ничего чертовского там не виделось, хотя, сразу за ним стояла «Шишига» со сломанным задним мостом и отказавшими тормозами. Рядом с ней суетились приехавшие на ней парни.
Дальше начался еще более другой подъем, и последующий спуск все же привел к морю, хоть и позднее, чем хотелось.
Начинало вечереть, и стоило заняться поиском ночлега.
По пути еще попалась самая глубокая за весь переход речка, так что к понравившемуся ручью все приехали мокрые, почти по самое не хочу. Ручей был тут же назван Холодильниковым, в честь лежащих неподалеку двух выпотрошенных холодильников.
Начинало темнеть, солнце падало в воду, а на горизонте оказалась видна далекая и непонятная Ипония… Закат выдался – что надо!


Если память не полностью отказала автору этих строк, то утро началось под несильный ровный гул двигателя. Кто-то явно собирался появиться и где-то далеко продвигался по песочным просторам пляжа. Когда все встали и собрались, звук так же остался, никто так и не приехал, но и не уехал… Решили, что это Черный Двигатель, который едет, но НИКОГДА НЕ ПРИЕДЕТ… что-то вроде Черного Спелеолога или… а об ём самом несколько позже!
Задача стояла за этот день обязательно доехать до мыса. На море был полный отлив, стоял штиль. Бойко крутились педали, за ними колеса, увлекая путников к долгожданной цели. Вот встретился недалеко от берега разломанный на три части большой пароход. Он очень сильно погнил, а сверху был обильно полит птичьим гуано. Зрелище несколько зловещее…



Немного позже на берегу попались два раздолбанных ржавых гусеничных тягача – чувствовалось приближение военных мест.
Потом путники миновали стоящую на сопочке трубу бывшего японского крабового заводика, перешли по каменным россыпям единственного на пути каменистого мыса… и попали в зону низкого прибрежного тумана, хотя только что светило солнце.
Налево и вверх уходила дорога, ведущая к заставе, но лезть на подъем очень не хотелось, а потому было решено идти по берегу, сколько получится.
Вскоре наверху заметили вышку, а через несколько десятков метров путь преградила скала, которая упиралась в неглубокое, но все же весьма мокрое море.
По воде идти сразу же не захотелось, но Тормоз, на всякий случай, сходил на разведку за скалистый мыс.
В это время Дровосек нашел тропинку, выводящую к вышке, а т.к. идти сдаваться пограничникам все равно было надо, то убедил всех остальных подняться именно по ней. Через пару минут туман немного поредел, и перед глазами троицы неожиданно выросли застава, маяк и все прочее.

В первую очередь решили подъехать к заставе, чтоб спросить, что можно, что нельзя.
Туристы были встречены приветливым старшиной заставы, паспорта были предъявлены и записаны в журнал.
Пограничники попросили не снимать заставу, но у нас же свободная страна! А посему, дорогой читатель, вот подробная схема заставы!;)
Потом они любезно огласили список местных достопримечательностей, после чего изголодавшиеся до зрелищ… и хлеба тоже, путники накинулись на осмотр оных.
Мария настолько поспешила, к тому же еще подгоняемая местными собачками, что пробила сразу оба колеса об ужасной силы железную хренотень.
Заднее колесо спустило сразу же, а вот переднее сделало сюрприз, проявив свою пустоту уже после осмотра мыса.
На самом кончике верхней части мыса стоит памятник советским воинам, погибшим здесь в 1945 году при освобождении острова от японцев. На север от него тянутся развалины японских зданий. Некоторые из них использовались как дизельные, но остатки оборудования уже давно сгнили и развалились.


Еще южнее на пригорке расположился маяк, который был построен еще в 19-м веке руками каторжан. И линза на маяке стоит именно тех времен, настоящая, хранцузская! После осмотра верхней площадки, все спустились на песчаный берег, где был отмечен факт прибытия на самую южную оконечность острова. Чтоб побывать на самой южной точке суши, пришлось немного залезть даже в воду, чтоб уж с запасом!
Попытка посмотреть маяк вблизи с треском провалилась, т.к. не очень дружелюбному маньячнику как-то сразу не захотелось предъявлять пропуск… в стеклянной обложке, и тройка спортсменов покинула позиции, поснимав этот замечательный объект издалека. При спешном отступлении беглецы не заметили, как их почему-то стало четверо – добавился еще один участник, хоть и четвероногий, из свиты маньячника. Настырный песик ни при каких угрозах не желал покидать новых хозяев и увязался за ними уже далеко от маяка.
После недолгих раздумий, пес был назван Х_ерга и принят в отряд, правда, без пищевого довольствия. Как ни странно, но и в этот день начало вечереть, а т.к. на мысу оставалось еще много чего посмотреть, то решено было проехать до первого же приличного ручья и там встать, чтоб на следующий день продолжить знакомство с местными чудесами. __ерга неотрывно следовала до места ночевки. Место было не очень уютное, в траве ели комары, на берегу было тесновато, и сидели в метре от дороги. Рядом со стоянкой прошли три парня с «Шишиги» в поисках какой-нибудь дороги, лишь бы не ехать назад по любимой джиперской, где у них пришла в негодность машина. Ребята прошагали по заросшей травой дороге в сторону сопок, и больше их никто не видел.
В сумерках ужин уже был в разгаре, а разочарованная в щедрости хозяев __ерга принялась нападать на лососей, пытающихся протиснуть свои горбатые тельца вверх по течению очень уж мелковатого ручья. Продвинутый зверек выудил одну рыбину и прикончил ее, не отходя от кассы. Слопал без остатка. Воодушевленный примером храброго песика, Тормоз тоже поймал рыбину, только не стал ее рвать зубами, а порезал, смазал специями и приготовил на костре… из бутылок и капроновых веревок. Почти до утра преданный пес спал около палатки, а потом растворился в предрассветных сумерках.


Рано утром, спешно, т.е. почти к обеду, рюкзаки были собраны, а народ готов к походу за жуткими военными находками.
Так же, непереставая, молотил Черный Двигатель, который оказался двумя дизельками около заставы, но т.к. звук все же разносился ОЧЕНЬ далеко, то что-то с ним было нечисто;)
Вещи спрятали в кустах и начали подъем по дороге, возле которой ночевали. Немного раньше туда зачем-то поехал Маньячник с помошником маньячника на своем полуживом ЗИЛе-131. Сначала они проехали лагерь утром, остановились на ручье и заливали воду в начинавший кипеть радиатор, а когда проехали ближе к обеду, то вся процедура повторилась. Видимо, радиатор «слегка» подтекает. После этого они свернули на дорогу, которая лезет на очень крутой склон аж в пяти местах, и почти все эти ветки дороги размыты. На середине подъема старенький работяга издох окончательно и ехать согласился только вниз. Дальше они какими-то неведомыми дорогами пропали с поля зрения. И все это время, без отставания, за машиной носилась наша __ерга со старшей __ергой, демонстративно игнорируя вчерашних своих хозяев!
А тройка путешественников начала свой путь налегке. Сначала появились заброшенные позиции с кучей ржавых гусеничных тягачей, вроде ГТТ. Оттуда-то и был преодолен подъем, куда не заехал ЗИЛ.



После подъема дорога стала набирать высоту уже спокойнее, и через некоторое время показалась нормальная наезженная дорога.

По ней и выехали к расположению некоторой военной части, бессовестно проникли на территорию, но вовремя опомнились и пошли сдаваться начальнику.
Командир рассказал, какие интересные развалины можно найти и поглядеть, и благодарная тройка помчалась в поисках неизвестного.

Первым неизвестным в этом запутанном уравнении оказался японский наблюдательный пункт.
Под бетонным навесом была расположена здоровенная труба, которая, видимо, когда-то была напичкана оптикой. Труба очень легко крутилась на все 360 градусов, а при желании, ее можно было провернуть и на 720!

Рядом была целая цепь подземных ходов, которые по нескольким лестницам выводили к огневым точкам. Внизу было сыро, темно, а фонарик был всего один, и то – велосипедный да с севшими батарейками! Сильно чувствовалось присутствие Черного Дневального, знакомство с которым произошло еще на Перепитии. Когда все подземелье было обследовано, народ повылезал на поверхность и устремился на поиск орудий, т.е. береговой батареи.

До нее оказалось ехать совсем немного, и скоро стали видны стволы, гордо нацеленные в небо. Орудия тоже оказались с крутящимися башнями и стволами. Все было обильно покрыто смазкой. Здесь тоже имелись подземные переходы от орудия к орудию.
Следующим объектом был опять японский наблюдательный пункт. Он стоял на возвышенности. Само сооружение из нескольких уровней. Из широкой смотровой щели открывался раскошный вид… на туман, покрывающий весь остаток полуострова.
На крыше некогда военного объекта был добит сервилат с парой сухарей, время стало переваливать ближе к вечеру, и надо было ехать за рюкзаками, а потом еще искать место для стоянки где-нибудь посевернее. В это-же время по дорогам рядом носились джиперы в ассортименте. Спуск по дороге был веселый и быстрый. Вставать на ночлег было решено неподалеку от лагеря джиперов. Почти удачное место было выбрано неподалеку от заезда на крабовый завод. Тормоз навел красоту на песочной полянке, переставив с корнем разную траву, растущую в беспорядке, и так даже появилась аллея!

Когда стемнело, к компании присоединился Скептик, который внес веселое разнообразие в ужинное мероприятие, а так же очень своевременно пополнил запас самых необходимых продуктов питания. Подчеркиваю – самых!;) Веселье протекало под неперестающий стук и скок морских блох, которые посчитали своим долгом закидать собой усталых путников. Глупенькие рачки прыгали в кружки, в котел, тарелки и даже не забывали тушить костер своими тельцами! Потом Тормоз изобрел блохоуловитель, который смог сманить на себя хоть часть этих безобидных, но не очень вкусных зверушек. Он поставил свой фонарик на песок, и с тех пор главная тусовка блох проходила вокруг него.


На утро обнаружилось, что потухшие угли костра просто обильно посыпаны сваренными красными блошинными тушками. Вот такая вот тяга к свету!
А в это время недалеко от берега происходило непонятное! На отмелях расселись полчища морских котиков, и они не только сидели, но и издавали самые разные звуки, каких еще даже наука не придумала!
Рычание, мычание, визги стоны! Казалось, что в один и тот же момент кого-то давят, кого-то рвут на части, кого-то любят, притом, беспощадно, а у кого-то жестокое несварение желудка;) И все это очень громко и близко! Очень странные животные))

После завтрака был совершен осмотр памятника бойцу, который погиб здесь в 1990 м году при разминировании, батареи танков ИС-3 и крабового завода.


Танки были в том же законсервированном состоянии, что и орудия – все крутилось. А вот от завода осталась только высоченная, но уже поведенная труба и подземелья.
Ближе к обеду, а отлив в это время обычно был максимальным, группа двинула своих коней на север. Ехалось довольно легко. Периодически медленный караван обгоняли группы джиперов и квадроциклистов, которые весело махали руками и сигналили.
Переход по сопкам в районе мыса Кузнецова, не смотря на жару, в обратном направлении прошел заметно легче. По пути была подобрана заначка, а потом пошли затяжные спуски, которые быстро вывели к морю.
Времени еще оставалось прилично, и было решено прорываться до Коврижки, на которую прибыли очень ранним вечером и подъехали к месту обеда, что был у ручья севернее мыса. Тут ждало небольшое разочарование. Единственный удобный спуск к ручью, а он же песчаный откос, был закидан… ну… бумагой, изрисованной коричневым маркером. И запах этого… маркера оказался во всем этом месте, где было очень удобно купаться и набирать воду. Так самое главное, что это же место было самым неудобным для того, что там умудрились натворить! Ну, что же… пришлось мириться с наличием мягкого соседа!
Ночь прошла без происшествий.


Следующее утро решило припугнуть путников надвигающейся плохой погодой. Коврижка была окутана плотным слоем тумана, но после выдвижения появилось солнце, вот только волна немного поднялась.
Сначала песочек был не очень легкопроезжаемый, но потом стал получше. И группа что-то слишком подозрительно быстро приближалась к конечной точке путешествия… явно на день раньше.
Поэтому лагерь был разбит в 3-х километрах от неприличного поселка на последнем перед ним ручье.
Остатки еды из истощившихся закромов уходили под симпатичный закат, в ходе проведения которого, некий пароход протаранил солнце, но вышел из пекла невредимым. Вот такие бывают чудеса!


Заключительное утро похода ушло на сборы, употребление ВСЕХ остатков пищи и валяние на солнышке, т.к. эвакуатор был заказан аж на семь часов вечера. В обед оголодавшая тройка совершила резкий бросок до магазина поселка и там столкнулась с проблемой – не могли выбрать из всего разнообразия, что же действительно хочется съесть! Пришлось брать целую гору продуктов, и если б все не были сильно голодны, то ее бы могло хватить на пару-тройку дней, а так до эвакуации дотянула только половина буханки хлеба! Убивать продукты и время засели на берегу моря и долго жарились на солнышке. Тормоз произнес закрывательную речь под звон кружек с шампанским, а потом еда стала таять на глазах, а животы спортсменов раздуваться до безобразия. Ближе к вечеру велы были помыты и подготовлены к погрузке, но автобус что-то задерживался. Решили ехать в сторону Горнозаводска, где была связь, но не успели проехать и тройки километров, как показался спасительный автобус, который задержался из-за пыли на дороге. Вечером все уже были дома и наслаждались приятной усталостью. Вот и этой сказке конец!



26.05.2009
О велосипедном походе 2 категории сложности по Хабаровскому краю и острову Сахалин, совершенном с 1
подробней   (Цифра)

14.12.2008
Миф-тёнгр круиз… или «с кормы волна-убийца, сэр!
подробней   (Цифра)

05.12.2008
Документальный отчет байдарочного походп на по-ов Шмидт
подробней   (emich)

02.10.2008
Зимний Набильский хребет 2008
подробней   (emich)

18.09.2008
Глиняный Крильон
подробней   (Цифра)

08.10.2007
… кто же такой Тонин или… «сушите вёсла, сэр!»
подробней   (emich)

25.09.2007
Одинокая бродит гармонь
подробней   (Цифра)

19.06.2007
Велодвухдневка по Долинщине
подробней   (Цифра)

02.05.2007
Сланы идут на север
подробней   (Цифра)

20.07.2006
ДЖИ-ПИ-ЭС ХАРДКОР или «… да там всего четыре километра…»
подробней   (emich)

20.07.2006
Краст Пастора Шлага, или Велотрехдневка по Корсаковщине.
подробней   (emich)

25.11.2005
Майорский снежник 2004 год. Статья размещена силами и средствами наших друзей sopka.sakhalin.su
подробней   (emich)

25.11.2005
Сахалинские горы для фрирайда. sopka.sakhalin.su
подробней   (emich)

23.11.2005
Велоспелеопоход на гору Вайда Статья размещена силами и средствами наших друзей sopka.sakhalin.su
подробней   (emich)